В проекте “Равные ЦФО: Опора” есть три основных услуги: равное консультирование, социальное сопровождение, сопровождение по приверженности. Все три составляющих помогают удержать пациента на лечении.
Сегодня мы хотим рассказать о равном консультировании.
Равное консультирование – это отдельная социальная услуга. Оказывает услугу равный консультант, который выявляет потребности клиента, выстраивая с ним доверительные отношения.
Кто такой равный консультант?
Это человек, живущий с ВИЧ, принявший диагноз и прошедший специальное обучение. Принцип работы равного консультанта раскрывается в самом названии, то есть это беседа на равных. Задача равного консультанта – дать клиенту информацию о жизни с ВИЧ, поддержать в сложной жизненной ситуации, помочь в общении с врачами, социальными и государственными службами. В компетенции равного консультанта не входит решение медицинских вопросов. С этим только к врачу.
Когда нужен равный консультант?
На всех этапах жизни с ВИЧ.
Но прежде всего в самом начале, потому что человеку, узнавшему о своем положительном статусе, страшно. Ему предстоит пройти свой путь до принятия диагноза и многое узнать о жизни с ВИЧ. Здесь поможет равный консультант, который знает проблему изнутри. Он выслушает, поделится своим опытом, ответит на возникающие вопросы, морально поддержит.
Вторая по распространенности причина обращения к Равному – это начало приема терапии. Потому что снова страшно. Очень много мифов о побочных действиях и вреде терапии, много ложной информации от ВИЧ-отрицателей. Начало приема терапии откатывает человека назад, к принятию диагноза. И здесь снова нужен Равный. С ним можно безопасно и конфиденциально проговорить свои страхи, он проконсультирует по реакциям организма на лекарства, снова поддержит собственным опытом, поможет успокоиться и двигаться дальше по пути лечения.
Третье – это ощущение одиночества. С врачами об этом не поговоришь. Пойти к психологу что-то мешает. Может предубеждения, может штатного психолога в СПИД-центре нет, а платный не по карману. Да и просто этот шаг требует определенных усилий. А равный консультант доступнее, и у него есть и личный опыт, и опыт людей, с которыми он работал. А это не меньше сотни жизненных ситуаций. Равный расскажет о жизни сообщества людей, живущих с ВИЧ, о тренингах, форумах, сайтах знакомств, подскажет, как в этом участвовать и использовать.
Следующий момент – вопросы, касающиеся личной жизни. С равным консультантом можно обсудить разные деликатные моменты. Например, как сообщить о диагнозе партнеру – когда именно об этом говорить, а чего вообще не стоит делать. Или как не заразить ВИЧ-отрицательного партнера.
Планирование беременности, ЭКО, страхи, связанные с вынашиванием малыша тоже можно проговорить с равным консультантом.
Правовые вопросы: здесь «равный» доступным языком объяснит все правовые и социальные нюансы, связанные с заболеванием. И, если надо, отправит к дружественному юристу либо другому нужному эксперту.
Резюмируя вышесказанное: равное консультирование – это самостоятельная социальная услуга, равный консультант – это квалифицированный работник, имеющий опыт жизни с ВИЧ и успешного приема терапии, помогает клиенту на любых этапах жизни с ВИЧ.
Важно отметить, что эффективность работы равного консультанта повышается в сотрудничестве с медицинскими работниками, социальными и государственными службами.
Контакты наших консультантов
Материал подготовлен в рамках проекта “Равные ЦФО: Опора”.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации по направлению охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни.