О причинах схода с лечения мы уже рассказывали вам здесь. Подробнее о приверженности к лечению и работе в этом направлении проекта «Равные ЦФО: Опора» поговорим с равной консультанткой МРОО «Позитивная область» в Московской области.
Что такое приверженность к лечению? Если коротко.
Приверженность это то, насколько ответственно пациент выполняет рекомендации по лечению, соблюдает режим приема препаратов, график сдачи контрольных анализов. Ну и, соответственно, посещает врачей.
С какими причинами схода с лечения чаще всего вы сталкиваетесь в рамках проекта «Равные ЦФО: Опора»?
Чаще всего это индивидуальная непереносимость каких-либо препаратов и маломобильность пациентов. В первом случае мы помогаем выстроить диалог с врачом. Важно чтобы врач услышал пациента, пациент услышал врача и они вместе пришли к какому-то продуктивному решению. Во втором случае (с маломобильными пациентами) сотрудники организации могут привезти препараты, а также медицинского работника для взятия необходимых анализов.
Как вы помогаете пациенту удержаться на лечении?
Прежде всего мы объясняем человеку механизм работы антиретровирусной терапии. То есть, он должен понимать что с ним происходит при приеме препаратов. Будет понимание – будет ответственное отношение к лечению. Также нужно объяснить риски развития сопутствующих болезней в случае отказа от лечения. Поэтому сначала нужна общая консультация по ВИЧ и приверженности к лечению. Вместе с этим мы оказываем помощь по доставкам – по доставке врача и препаратов.
Чем обычно клиенты объясняют пропуски приема или отказ от лечения?
Часто люди считают, что препараты слишком токсичны, что лучше оттянуть начало приема при условии, что анализы хорошие. Думают что можно минимизировать вред от препаратов, если начать лечение позже. Это конечно глобальное заблуждение, препараты наоборот помогают нам сохранить здоровье.
С какими трудностями вам приходится сталкиваться?
Наверное, самое трудное это когда пациенту, который к нам обращается тяжело раскрыться. Когда человек только узнал свой статус, и он настолько уходит в свое горе, свои переживания, что закрывается в своем мире. И вот в это мирок очень тяжело достучаться. У каждого человека индивидуальная реакция, индивидуальная психика, кто-то сразу начинает раскрываться и общаться, а кто-то не готов и ему нужно время на принятие этого всего. Тяжелей всего помочь вот таким закрытым клиентам.
Что клиенты обычно делают не так, с какими мифами вы сталкиваетесь на консультациях?
Часто встречается боязнь заразить своих близких в быту. Например, родители говорят, что боятся целовать своего ребенка. Еще очень распространенная ошибка – это когда заканчиваются препараты, а у человека нет возможности оперативно подъехать, где то он в командировке или в поездке, он начинает растягивать терапию (пить не полную дозировку, принимать через день). Такого конечно нельзя ни в коем случае допускать.
Что делать в таких случаях?
Если человек находится у нас на сопровождении или есть возможность передать нам доверенность, то мы сможем получить препараты, привезти или отправить почтой в случае необходимости.
Что еще можно посоветовать людям, только что начавшим прием терапии?
Не бояться. Терапия это то, что продлевает нам жизнь и способно сделать ее такой же, как прежде.
Материал подготовлен в рамках проекта “Равные ЦФО: Опора”.
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации по направлению охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни.