Повышение эффективности оказания
равного консультирования
Данное благотворительное мероприятие поддерживается пожертвованием
АО «ГлаксоСмитКляйн Трейдинг» в форме денежных средств.
Срок реализации: 15.09.2021 -15.12.2021
Бюджет: 600 000,00 руб.
Цель проекта:
Повышение эффективности оказания равного консультирования в ЦФО РФ
Задачи проекта:
1. Организация тренинга по профилактике эмоционального выгорания
2. Оценка эффективности проведенного тренинга
Описание:
Работа равных консультантов по ВИЧ инфекции всегда сопряжена с человеческими драмами, несчастьями и кризисными ситуациями. Поддержка со стороны равного консультанта зачастую выглядит как первая возможность человека доверить кому-то наиболее сложные и глубинные чувства особенно в период после постановки диагноза «ВИЧ инфекция» или на старте АРВТ. Равные консультанты обязаны для сохранения своих профессиональных качеств оставаться сохранными и целостными в психо-эмоциональном плане. Для этого каждому специалисту, который помогает людям в трудной жизненной ситуации, необходимо самому проходить тренинги по профилактике эмоционального выгорания и следить за своим ресурсным состоянием.
Прохождение тренинга создаст возможность для специалиста пережить сложное событие в личной жизни или на работе. Не всегда получается справляться с трудностями самостоятельно, особенно, когда ВИЧ положительный специалист сам помогает другим людям, живущим с ВИЧ, ежедневно справляться с кризисными ситуациями. Равные консультанты могут оказаться в подавленном и равнодушном состоянии, его могут посещать мысли о смене рода деятельности, о том, что нет больше сил на поддержку других, но это лишь признаки эмоционального выгорания и человек не должен оставаться один в подобном состоянии, должен уметь обращаться за помощью сам и отслеживать это состояние в процессе работы над собой.
Краткие этапы тренинга: признаки синдрома эмоционального выгорания, этапы и методы реагирования; сложные клиенты; чувство неудовлетворенности своей работой; растерянность, тревога, неуверенность в себе; конфликты с коллегами, клиентами, руководителем.
В рамках проекта 22-24 октября 2021 года в Москве прошел тренинг для 15 равных консультантов из Центрального Федерального округа. Предварительно была подготовлена программа трехдневного тренинга, которая состояла из трех основных блоков:
1) теоретический блок о том, что такое равное консультирование, профилактика эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий, поведение ВИЧ положительного человека во время консультирования в зависимости от стадии принятия диагноза, методы самопомощи при эмоциональном выгорании;
2) практический блок о том, какие методы профилактики эмоционального выгорания могут быть использованы в повседневной или экстренной работе равного консультанта, проработка различных ситуаций, моделирование и проигрывание сюжетов из практики;
3) блок упражнений на формирование командной поддержки, групповые игровые элементы тренинга, символизирующие важность умения обращаться за помощью и поддержкой к коллегам и грамотное оказание поддержки им же по необходимости и возможности.
В период с 27 октября по 01 декабря было проведено 30 индивидуальных супервизий для 11 человек. Среднее количество обращений 2-3 обращение от 1 человека. Средняя продолжительность супервизий 1 час. Основные темы супервизий касались сложных кейсов ВИЧ положительных людей, когда клиенты не могут сформулировать запрос, обращение и сама консультация не имеет завершающего этапа, поэтому у равных консультантов происходит неудовлетворенность своей работой, однако после тренинга и затем при индивидуальных супервизиях многие сложные кейсы получили возможность результативного исхода, и удовлетворения, как клиента, так и равного консультанта. Так же на супервизиях часто рассматривались ситуации обозначения границ и техник консультирования с целью организации процесса внутренней профилактики эмоционального выгорания, оказывая помощь людям. Большой отклик во время супервизий получили разборы ситуаций, в которых равные консультанты получали ответа на вопрос личной мотивации ведения данной деятельности («Зачем вы помогаете людям?»), также обращение внимания равных консультантов на заботу о себе, как первостепенный шаг к оказанию помощи другим.
Для оценки эффективности проведенного проекта был разработан опросник, включающий 6 вопросов, касающихся использования полученных знаний на практике, улучшения качества оказываемых консультаций, а также эмоционального состояния равных консультантов.