Главная Новости проектов Интервью с экспертом: Светлана Гаврилова

Интервью с экспертом: Светлана Гаврилова

Готовясь к тренингу по подготовке равных консультантов в рамках текущего проекта, мы подготовили небольшое интервью, чтобы познакомить вас с экспертом мероприятия.

Расскажите о своем опыте в сфере равного консультирования

Я не являюсь равным консультантом по ВИЧ, у меня нет ВИЧ-инфекции. Но я консультирую по биполярному расстройству, потому что я живу с биполярным расстройством. И я выступаю в качестве равного консультанта по химической зависимости и по особому родительству, потому что у меня старший ребенок  особенный. Этот опыт у меня есть. Понятно, что в каждой сфере равного консультирования есть своя специфика, но общие принципы одни и те же.

Кто такой равный консультант и кто может им стать?

Прежде всего – человек, имеющий тот или иной диагноз. Например, уже несколько лет активно развивается равное консультирование в сфере онкологии, в сфере психических расстройств, биполярного расстройства, пограничного расстройства, по меньшей мере. Сейчас эта тема продвигается, и это радует.

Или человек, имеющий тот или иной образ жизни. Например, особое родительство.

Стать им может человек, принявший свой диагноз или свою ситуацию. Мы понимаем, что если история хроническая, как ВИЧ-инфекция то в течение жизни отношение к ней может меняться. Потому что когда мы попадаем в какую-то новую ситуацию, условно, хотим детей, процесс принятия в той или иной степени может запуститься снова. Но первичное принятие диагноза должно быть всегда.

В нынешних реалиях это желательно человек, прошедший специальное обучение. Сейчас существуют НКО, они делают программы подготовки, тренинги, учебные пособия, методички для равных консультантов. И это здорово, что равное консультирование профессионализируется.

Затем это обязательно человек, придерживающийся официальных способов лечения того или иного заболевания. Это актуально и в сфере ВИЧ, и в сфере онкологии. Потому что в негарантированной ситуации люди очень склонны к уходу в нетрадиционные методы лечения. И очень важно, чтобы равный консультант придерживался научных медицинских методов лечения.

И, конечно, крайне желательно, чтобы человек проходил супервизию или интервизию, имел обратную связь от своих коллег. Так, в Ассоциации «Е.В.А.», где я являюсь супервизором для равных консультантов, прямо в договоре прописано обязательное посещение супервизора. Знаю, что и в других организациях есть такая практика.

Супервизия – это не оценка равного консультанта, а именно профессиональная помощь и поддержка, профилактика выгорания и повышение эффективности.

Ещё обучение нужно для того, чтобы научиться выстраивать границы. Например, когда я обучала равных консультантов в сфере онкологии, мы очень много говорили именно о выстраивании границ, о том, чтобы не брать трубки ночью. То есть нужна подготовка и в этом вопросе.

Что Вы порекомендуете человеку, который планирует стать равным консультантом?

В каждой сфере эта работа по-разному оплачивается или не оплачивается. Если мы говорим о сфере ВИЧ, то она более профессионализирована в плане оплаты. В онкологии тоже готовят профессионалов, но это всегда волонтерская история.

Я бы порекомендовала взвесить все возможности. Могу ли я заниматься этой деятельностью не только в плане эмоциональном, а прежде всего, наверное, временнОм. Потому что в нашем нестабильном мире первая потребность – это собственная безопасность. И полу-волонтерская не высоко оплачиваемая работа, конечно, является роскошью для человека.

Отодвинуть желание всем помочь, всех спасти и рационально подойти к своему времени и своим ресурсам. Прежде всего для самосбережения. Если мы будем перегибать эту палку, то логично предположить, что надолго нас не хватит. Это для начала.

Потом посмотреть опыт действующих равных консультантов. Сейчас очень много публикаций в сфере ВИЧ историй равных консультантов об их опыте. Хотя бы почитать для начала и приложить к себе, насколько мне это подходит. И если да, то желательно пойти в обучение.

С какими вопросами люди, живущие с ВИЧ, могут обратиться к равному консультанту?

Сфера огромна. Веер вопросов огромен. Вопросы деторождения, медиаторство, может, с врачом недопонимание, у клиента могут быть  какие-то собственные предубеждения. Правовых вопросов море. Допустим, ребенка в садик не устроить или разглашение диагноза. Сексуальная сфера. О чем говорить партнеру, о чем не говорить. В общем, перечислять можно бесконечно. Я бы сказала, что это все сферы жизни.

С какими сложностями в работе сталкивается равный консультант?

Прежде всего, это собственное выгорание. Мы имеем дело во многом с человеческими страданиями, с тяжелыми состояниями. Когда человек получает диагноз, ему очень тяжело. И поддерживать человека, который находится в не ресурсе, допустим, или в тяжелом эмоциональном состоянии, а то и физическом – это огромный труд. Поэтому выгорание – это одна из основных ловушек для равных консультантов.

Я периодически вижу активистов, которые на время или навсегда прекращают работу в этой сфере именно потому, что опустошены. И это далеко не всегда их ответственность. Потому что некоторые нагрузки невозможно предусмотреть. Именно поэтому в том числе и нужна супервизионная работа.

Также, если человек работает с паллиативными историями. С людьми, которые уже уходят. Или есть проекты, где разыскивают тех, кто давно не был в Центре СПИДа, так называемых “потеряшек”. Понятное дело, что там высокая смертность. Равный консультант приходит, когда человека либо уже нет, либо он находится в плачевном состоянии, и его уже просто не успеют спасти. И это большой груз. И, конечно, нужна поддержка.

А ситуации  бывают разные. Бывает равный долго устойчив к гибели клиента, а в какой-то момент его вышибает. Невозможно быть равнодушным, потому что равный консультант работает собой. Инструмент-то какой? Я сам. И невозможно быть беспристрастным. Это очень большая нагрузка.

Безусловно, равному консультанту нужно усваивать очень много информации. Это тоже непросто. Но можно выбрать одну какую-то сферу. Например, только по правовым вопросам или только по поводу материнства и детства, женского здоровья или мужского здоровья. Но все равно информации очень много.

Рекомендации равным консультантам по профилактике выгорания

Прежде всего, дозировать соотношение труда и отдыха. Взвесить и посмотреть, какую нагрузку я потяну. Не стремиться спасти мир. Идти к такому представлению, что работа равным консультантом – это часть жизни, но не вся жизнь. Собственная жизнь – она больше, чем эта часть. Нужно наполнять свою жизнь внешними впечатлениями, чтобы сохранять устойчивость.

И, само собой, идти на супервизии, идти к более опытным коллегам или к коллегам, которые проходили ситуации, которые сейчас вызывают трудности. Сообщество равных у ЛЖВ очень развито, высоко развиты взаимовыручка и взаимная поддержка. Это есть, и это очень большая опора.

Не бояться сказать “Я не знаю, я не могу, но я спрошу”. Потому что мы не всесильны.

Самому делиться опытом с коллегами. Потому что передача опыта кому-либо, обучение кого-либо хорошо влияет на самооценку и на желание работать дальше.

Учиться, учиться, учиться. Потому что когда работаешь с людьми, всегда есть чему учиться.

Еще очень важно критерии успеха работы рассматривать таким образом, что если от моего присутствия в моменте клиенту стало лучше, значит, не зря. Даже если не стало хуже, если не навредил, значит, тоже хорошо.

Материал подготовлен в рамках проекта “Равные ЦФО: Развитие системы равного консультирования в области профилактики ВИЧ-инфекции

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации по направлению развитие институтов гражданского общества

, , , ,