Своим опытом делится председатель орловского отделения «Позитивной области», специалист проекта «Равные ЦФО: Опора».
Сравнивая опыт удаленного консультирования – по телефону или через интернет и очного, когда к равному консультанту можно обратиться прямо в медучреждении, я вижу, что очное гораздо эффективнее дистанционного. Сейчас я нахожусь непосредственно в центре СПИД каждую среду и многие врачи направляют ко мне клиентов с трудными случаями прямо из своего кабинета после приема пациента. А если врачи просто дают мой номер телефона, то кто-то может потерять визитку, у кого-то страхи, у кого-то нет времени, кто-то позвонил, когда я не могу поднять трубку, и эта цепь взаимодействия нарушается.
Рядом с тобой прямо сейчас
Страхи возникают у людей от недостатка информации о себе, о вирусе, о жизни с ВИЧ. Возникает самостигма, поэтому очень нужен человек, которого ты видишь лицом к лицу и знаешь, что он такой же, как и ты. И это равный консультант на месте, в медучреждении. Он делится с тобой недостающей информацией – это очень важно и нужно.
Сейчас по всему миру можно по телефону или посредством сети интернет пообщаться с консультантами из разных городов. Но я могу сказать, что незаменима вот эта помощь, когда консультант рядом с тобой прямо сейчас. Поэтому я двумя руками за то, чтобы консультант был именно при медучреждении, а не просто где-то там.
Не надо встречаться где-то еще
У нас очень много людей из области. Для них наличие в центре равного консультанта – это экономия времени, им не надо встречаться со мной где-то еще. Они приезжают на прием к врачу, сдают анализы и могут зайти в кабинет к равному консультанту, чтобы что-то спросить или посоветоваться, получить консультацию. Это удобно и экономит время!
С какими запросами приходят клиенты
Достаточно разносторонние запросы. Кто-то просто приходит поговорить о насущном. У кого-то взаимоотношения личные, даже не касаемо ВИЧ, допустим в семье, с детьми, с супругами.
Но чаще всего – это вопросы относительно приема терапии. К сожалению даже сейчас на 2022 год не все люди понимают почему нужно пить эти препараты всю жизнь. Анализы в порядке, чувствуют они себя отлично, и для чего травить себя химией, если все хорошо. Вот этот предрассудок еще жив.
В то же время, только около двадцати процентов клиентов проекта знают наименования своих препаратов. Бывают жалобы на побочные действия, смену схем препаратов. А когда спрашиваешь: «А какие раньше были?», отвечают:«Я не знаю какие были, желтенькая круглая, белая квадратная…». И про иммунный статус, вирусную нагрузку – самые важные показатели, на которые опираются врачи, пациенты тоже к сожалению не знают, говоря о том, что анализы у меня хорошие.
Есть запросы на лечение гепатитов, потому что это частое сопутствующее заболевание. Не многие знают о бесплатном лечении для людей с ВИЧ. Поэтому я рассказываю об этом, а наши инфекционисты перенаправляют пациента в гепатоцентр.
Еще есть вопросы по разглашению диагноза. И чаще всего информацию раскрывают близкие люди – бывший муж, родственники. Когда люди разрывают отношения и про них начинается информация распространяться, а человек не знает что с этим вообще делать, как реагировать, какие методы защиты существуют, то приходит за советом.
В последнее время люди жаловались на то, что не все анализы берут. Допустим на вирусную нагрузку, на иммунный статус. И я разговаривала по этому поводу с врачами, они ответили, что есть определенные нормативы, регламент. Но не все пациенты об этом знают, от этого происходит недопонимание, то есть нет вот этой коммуникации между пациентом и врачом.
Связующее звено
К сожалению, есть проблема недоговоренности с врачами, люди боятся раскрываться. Какие-то вопросы, которые задают равному, можно просто уточнить у врача. Но боятся, стесняются, может у кого-то была конфликтная ситуация, и человек закрылся. Есть люди, которые употребляют психоактивные вещества и при этом пытаются скрыть это от врачей. В таких ситуациях равный консультант является связующей нитью и способен урегулировать любые отношения, всегда можно договорится и найти оптимальное решение любого вопроса.
Вот потому и нужны равные консультанты, что вопросы, которые не могут задать врачам могут задать мне как равному, чувствуя, что границы сведены к минимуму. Хотя врачи все объясняют, расписывают схему приема, во сколько пить, сколько раз в день. Но люди стесняются задать дополнительные вопросы. К примеру ко мне обратился парень, он работает водителем. У него есть ночные смены, а ему назначили препарат, который нужно принимать только перед сном. Он пришел ко мне с тем, что ему так плохо работать по ночам с этой схемой. Хотя мог бы избежать проблемы, просто рассказав врачу о своем графике работы, и человеку просто не назначали бы этот препарат. Но он посчитал, что это не проблема врачей и промолчал.
К сожалению да, дистанция между пациентами и врачами больше чем между клиентами и равными консультантами. И когда я узнаю у врачей информацию для клиента, то я могу ее в следующий раз передать человеку с такими же вопросами даже не связывая его с врачами, сокращая дистанцию как связующее звено. И я очень рада, что врачи нашего Центра очень лояльны, по любым вопросам, касаемо и медицины, и социальных каких-то вопросов, они очень открыты и всегда готовы взаимодействовать, поддерживать, помогать.
Личный опыт
Я пришла в сообщество людей, живущих с ВИЧ 18 лет назад. И начала сначала просто выравниваться, а потом и расти именно благодаря на тот момент нахождению равного консультанта в Центре, который привел меня на группу взаимопомощи. И если бы мне просто дали контактный номер или я увидела объявление, я бы с вероятностью 99% вообще бы не позвонила.
Спустя какое-то время я сама стала консультировать, и хочу сказать, что и сейчас костяк группы взаимопомощи состоит из тех людей, кто пришел именно тогда, при системе очного консультирования. Это очень эффективный инструмент работы.
Материал подготовлен в рамках проекта «Равные ЦФО: Опора».
Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации по направлению охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни.